85 лет назад, в далеком 1938 году, состоялсялся беспосадочный перелет по маршруту Москва – Дальний Восток советских летчиц: Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой. Эти отважные летчицы установили женский мировой авиационный рекорд дальности полёта. Героических женщин чествовали на самом высоком уровне, об их подвиге писали все советские газеты. За выполнение перелёта и проявленные мужество Гризодубовой, Осипенко и Расковой 2 ноября 1938 года были присвоены звания Героев Советского Союза , и они первыми удостоились этого высокого звания среди женщин.
С позиций сегодняшнего времени может показаться, что такой «подвиг» регулярно совершают экипажи летчиков, а заодно и их пассажиры,
осуществляя беспересадочные полеты из Москвы на Дальний Восток, разве что Гризодубова, Осипенко и Раскова — были первыми.
Но награды высокого ранга просто так не давали. Кстати, все три летчицы — авиатриссы, как тогда называли женщин в авиации, уже и
раньше совершали свои рекордные полеты, а Полина Осипенко и Марина Раскова даже были награждены орденами Ленина. Ими восхищались, о них
писали в газетах.
Поэт Александр Твардовский даже посвятил Полине Осипенко стихотворение «Полина»: «Над великой русскою равниной, над простором нив, лесов и вод лётчица по имени Полина совершила славный свой полёт».
Профессия летчика всегда была и остается опасной, экстремальной. И незадолго до начала Великой Отечественной войны Полина Осипенко погибла
во время учебно-тренировочного полета.
Легендарные летчицы не остались в стороне и в годы Великой Отечественной войны. .
Марина Раскова лично обратилась к Сталину с предложением создать женские боевые авиачасти. Под её руководством будет сформирована авиагруппа из трёх женских авиаполков — это те самые летчицы, которых немцы боялись и называли «ночными ведьмами». Жизнь Марины Расковой тоже прервалась во время полета в январе 1943 г.
Валентина Гризодубова во время войны стала первой женщиной-командиром 101 авиаполка Авиации дальнего действия. К маю 1943 г. Гризодубова уже совершила около 200 боевых вылетов. Гитлер лично знал о храброй русской лётчице, и его военным асам была поставлена задача – сбить самолёт Гризодубовой.
После войны прославленная лётчица работала заместителем директора закрытого НИИ-17, разрабатывавшего радиолокационное оборудование. И в 1986 году ей присвоят ещё одно звание героя, теперь уже Героя Социалистического Труда.
Сегодня в честь каждой из трех героинь названы улицы в Москве и в других городах нашей страны. И жители проходят мимо, а некоторые уже и не знают, чьи имена носят эти улицы.