Пасхальная коллекция в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге.

Светлый праздник Воскресения Христова, или Пасху, на Руси отмечают более тысячи лет —  с Х века.  За многовековую историю сложились определённые пасхальные традиции, многие из которых дошли до наших дней. И одним из символов этого праздника является Пасхальное
яйцо.
Пасхальные праздничные яйца было принято украшать — красить в разные цвета, или расписывать узорами. Отсюда и происходит их
народное название — «крашенки» и «писанки». Такими яйцами люди «христосовались», дарили друг другу с пожеланием здоровья, благополучия и плодородия, в знак победы жизни над смертью. Всем доставляло особую радость получить в подарок красивое яйцо-крашенку, и самим подарить в ответ такое же. «Дорого яичко ко Христову дню» — гласит русская пословица.
А некоторым счастливчикам «курочка могла снести яйцо» не простое, а золотое! Причем в буквальном смысле.
Состоятельные господа, или те, кто мог себе позволить, не жалели средств и заказывали ювелиру пасхальное яйцо на долгую память.
Из таких драгоценных подарков, преподносимых ежегодно, складывались целые коллекции. И самая знаменитая коллекция пасхальных яиц
от ювелирной фирмы Фаберже принадлежала, конечно же, российской императорской семье.
Одновременно с фирмой Карла Фаберже в Санкт-Петербурге и в Москве работало множество ювелиров, мастеров золотых и серебряных дел, камнерезных мастерских, где создавали многочисленные пасхальные яйца. Но фирма Фаберже, обладая
высочайшим качеством своих изделий и художественным вкусом, заметно выделялась среди остальных. И именно ей
императорская семья делала пасхальные заказы, благодаря чему ювелирные шедевры Фаберже обрели мировую славу.
Изделия Фаберже стали символом хорошего вкуса, элитарности и роскоши. Фирма выполняла заказы не только для династии Романовых, но и для других монарших Домов.
В Музее Фаберже в Санкт-Петербурге представлена крупнейшая коллекция ювелирных произведений фирмы. Ядром коллекции является девять пасхальных яиц, которые были выполнены по заказу последних русских императоров Александра III и Николая II своим супругам — императрицам Марие Федоровне и Александре Федоровне.
После Революции 1917 г. большая часть пасхальных яиц Фаберже, привезенных из дворцов Петербурга, хранилась в Оружейной палате Московского Кремля до 1922 года, а затем была передана Гохрану — для продажи на антикварных рынках Запада.
В феврале 2004 года Культурно-исторический Фонд «Связь времен» приобрел знаменитую коллекцию изделий фирмы Фаберже, принадлежавшую семье американского медиамагната Малкольма Форбса. Коллекция насчитывала более 200 предметов, включая 9 уникальных пасхальных яиц, созданных Карлом Фаберже для двух последних русских императоров.
Увлеченно собиравший Фаберже на протяжении 25 лет, Малкольм Форбс умер в 1990 году, и его наследники приняли решение расстаться с коллекцией. На апрель 2004 года были назначены специальные торги Сотбис, в результате которых коллекция Форбса оказалась бы распродана по частям.
Приобретение столь ценной коллекции одним покупателем стало беспрецедентным событием на мировом арт-рынке. Фонд «Связь времен» не только спас коллекцию как единое целое, но и вернул эти уникальные предметы на родину, в Россию, для того чтобы сделать их доступными всем ее жителям.
Так было положено начало созданию первого в стране музея, посвященного великому русскому ювелиру Карлу Фаберже.
Музей Фаберже. Зал с витринами коллекциии пасхальных яиц фирмы Фаберже.

Яйцо «Курочка», с которого началась знаменитая серия императорских пасхальных яиц Фаберже. Оно было изготовлено в 1885 году по заказу Александра III и предназначалось в подарок его супруге, императрице Марии Фёдоровне, в девичестве — датской принцессе Дагмаре.

Яйцо должно было стать копией более раннего ювелирного произведения — так называемого яйца Вильгельмины, созданного в начале XVIII века во Франции и принадлежавшего родителям Марии Фёдоровны, королю Дании Кристиану IX и королеве Луизе. Но, исполняя императорский заказ, Фаберже создал не копию, а собственную элегантную версию старинного изделия.
Внешне оно выглядело просто: белая эмаль яйца, внутри — золотой желток, из желтка появлялась миниатюрная курочка. Но в ней еще один сюрприз — драгоценные украшения для императрицы в виде небольшой копии императорской короны из золота с бриллиантами и цепочка с рубиновым кулоном.
Императрица была в восторге, и с тех пор императорская семья стала заказывать фирме пасхальные подарки в виде яиц ежегодно.
Последним пасхальным подарком Александра III «милой душке Минни» стало яйцо «Ренессанс», выполненное по мотивам старинной шкатулки мастера Леруа (Le Roy) из собраний музея сокровищницы саксонских курфюрстов «Зеленые своды» в Дрездене, где Карл Фаберже прожил в юности несколько лет.
После смерти Александра III новый император, наследник Николай II, продолжил делать пасхальные заказы вдовствующей императрице, своей матушке Марие Федоровне. А также новой императрице Александре Федоровне, своей любимой супруге.
«Бутон розы» был первым пасхальным подарком Николая II для молодой императрицы Александры Федоровны, который фирма исполнила к Пасхе 1895 года.  Его получила императрица от мужа, через 7 месяцев после свадьбы.
С появлением нового главного художника фирмы Франца Бирбаума, изделия стали изготавливаться в новом модном стиле модерн, или ар-нуво.
В 1898 году Александра Федоровна получила от супруга в подарок яйцо «Ландыши», выполненное в модном сти ле модерн.
Фаберже прекрасно был осведомлен об увлеченном отношении императрицы к стилю ар-нуво c его флоральной сим воликой,
а ландыши были её любимыми цветами. Это яйцо привело императрицу в восторг.
После вступления России в Первую мировую войну императорский двор стал показывать, что ведёт нарочито скромную жизнь.
Фирма Фаберже продолжает выполнять пасхальные заказы для царской семьи, но из простых материалов — дерева, стали
и пр. А в тематике яиц стали присутствовать военные мотивы.
В год крушения не только царской династии, но и фирмы Фаберже, в 1917-м., готовились последние пасхальные заказы, которые
так и не были вручены императрицам.
Ими должны были стать яйцо «Берёзовое» для Марии Федоровны и яйцо «Созвездие» для Александры Федоровны.
Яйцо «Березовое» (из карельской берёзы в золотых обручах). Внутри яйца был механический слоник, от которого сохранился ключик.
В настоящее время это яйцо находится в музее Фаберже в Баден-Бадене.
Яйцо «Синее созвездие Цесаревича» ( из синего стекла и матового хрусталя), которое так и осталось незаконченным.
Слева — эскиз, на котором видно, что на синем кобальтовом стеклянном шаре должно было быть созвездие Льва из драгоценных звезд-бриллиантов, под которым родился Цесаревич Алексей. А на хрустальном облаке размещены фигуры
ангелов из серебра.
В настоящее время детали этого яйца находятся в Минералогическом музее им. Ферсмана в Москве..
Всего за время существования фирмы Фаберже было изготовлено 71 яйцо. Из них для царской семьи — 54 пасхальных заказа. До наших дней дожили 65 изделий, а из императорской коллекции — 48.
Слава художественных изделий фирмы Карла Фаберже пережила время, став достоянием русской культуры.
И сегодня для многих туристов, посещающих город Петербург, обязательным подарком-сувениром является кулон-подвеска из латуни
с эмалью в виде пасхального яйца.