Премьера балета «Щелкунчик. Новая версия» Московского театра «Корона русского балета».

В канун новогодних праздников сезона 2020-2021 г. в Москве состоялся премьерный показ спектакля
«Щелкунчик. Новая версия» театра «Корона русского балета» на сцене Театра им. Л. Рюминой.
«Щелкунчик» — самый главный новогодний балет, один из любимых и узнаваемых во всем мире.
В этом году мировая общественность отмечает 180-летний юбилей Петра Ильича Чайковского, автора музыки балета «Щелкунчик», нашего русского гения.
Либретто к балету «Щелкунчик» создал балетмейстер Мариус Петипа по мотивам сказки Эрнста Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Впервые публика увидела этот балет 18 декабря 1892 года в Мариинском театре
в Санкт-Петербурге.
И с тех пор началось победное шествие во времени балета «Щелкунчик» по самым известным театрам и сценам мира. Сегодня балет «Щелкунчик» является во всем мире таким же неотъемлемым символом Рождества и Нового года, как праздничная Ёлка, шампанское и подарки.
Но музыка Чайковского гораздо глубже формата красивого новогоднего сказочного представления. Да, его
музыка волшебна, но одновременно она наполнена глубоким философским смыслом.
Возможно, поэтому балет «Щелкунчик» продолжает и сегодня волновать творческое воображение постановщиков —
хореографов, режиссеров. За более, чем столетнее существование, это произведение искусства пережило
множество разных интерпретаций. Каждый автор постановки продолжает искать все новые смыслы.
В этот непростой уходящий 2020 год, старинный волшебный сюжет всем знакомой сказки видится в новом ракурсе: он как никогда современен и созвучен сегодняшнему времени. Все происходящее сегодня в мире ассоциируется
как фантастическое видение. Зрители в зале сидят в масках, и это не карнавальные маски, а необходимый элемент
защиты. На сцене Щелкунчик тоже в маске, но у него это атрибут сценического костюма. Все перемешалось,
кажется, стерты границы реального и вымышленного. И только неизменной остается великая музыка Чайковского.
Спектакль «Щелкунчик. Новая версия» в постановке хореографа Анатолия Емельянова, художественного руководителя Московского театра «Корона русского балета», в целом сохраняет традицию,
ставшую классикой ХХ века: двухактный балет, на сцене появляются основные герои — Маша, Щелкунчик-Принц, крёстный-волшебник Дроссельмейер, Фея Драже, Снежинки, Мышиное царство и другие персонажи.
Но вместе с тем постановка сочетает современные хореографические тенденции с мультимедийными возможностями в оформлении спектакля. Автор визуальных эффектов — Алексей Чой.
С первыми звуками музыки на сцене появляется хозяин Бала в образе Волшебника, приглашая зрителей в мир приключений и фантазий накануне сказочной Рождественской ночи.
В красивом и уютном доме доктора Штальбаума начинают собираться гости. Это семейный праздник, поэтому взрослые прибыли вместе с детьми. Дети играют с игрушками, и Маша, дочь хозяина дома, впервые видит игрушку Щелкунчика.
Часы бьют полночь.
Часы на экране не с классическим циферблатом, а фантазийные, напоминающие современные, с открытым механизмом.
В разгар праздника начинаются танцы.
Гостиную комнату украшает Рождественская Ёлка, в камине горит огонь, и дети в предвкушении подарков и сюрпризов.
Этим сюрпризом для них стал показ кукольного театра.
Праздник подходит к концу, и гости разъезжаются. И только одна Маша возвращается в гостиную, и там засыпает.
Погружение героини в сон подчеркивает изображение на экране, где появляются разные фантастические абстракции.
Маше снится, что в дом пробираются мыши. Это действие с появлением мышей на сцене стало изюминкой и украшением
спектакля. Казалось бы, что артисты в образе мышей должны вызывать неприятные эмоции, как от отрицательных персонажей.
Но вместе со взрослыми артистами на сцене в стае мышей появляются дети — юные артисты! Этот эффектный выход маленьких артистов, причем исполнивших акробатические трюки в виде сальто, вызвал полный восторг у публики.
И тут ещё одна режиссерская задумка была выполнена мастерски: когда мыши окружили спящую  на стуле Машу — она таинственно исчезла после того, как мыши расступились — стул оказался пустым.
Этот же иллюзионный прием был применен и в сцене превращения коренастого Щелкунчика в статного и стройного, прекрасного Принца.
Во втором Акте спектакля главные герои — Маша и Принц, преодолев снежную метель, где кружат в танце сверкающие
Снежинки, попадают в сказочную и прекрасную страну Сладостей.
 Правительница Фея Драже устраивает в их честь торжественный прием. Надо отметить, что Фея Драже, которая присутствует далеко не в каждой из версий балета «Щелкунчик», в спектакле «Щелкунчик. Новая версия» является удачным режиссерским приемом и совершенно оправданным персонажем. Её танец-вариация «Фея Драже» был утонченным и изысканным.
Дивертисмент второго акта особенно любим у публики. Жемчужина Дивертисмента  — Вальс цветов с его узнаваемой мелодией.
Балетные миниатюры сменяют друг друга: яркий испанский танец – Шоколад, чарующий восточный – Кофе, ритмичный китайский – Чай, и русский — характерный и живой Трепак, (где солистом были исполнены фантастические прыжки).
Настоящей лирической и драматической кульминацией Дивертисмента является Адажио (Adagio)  Маши и Принца, которое было блестяще исполнено солистами театра.
И здесь на мультимедийном экране хотелось бы видеть больше «сладостей» — ярких красок, дающих
ощущение всеобщего праздника, торжества победы Света над Тьмой, Добра над Злом. Если в первом акте балета «сгущение красок» было оправданным,  роднило с гофмановским мистцизмом, то во
втором акте присутствие абстракций на экране в серой и песочно-коричневатой гамме явно выпадало
из контекста того действия, которое происходило на сцене.
Розово-малиновых ягод с кондитерским кремом, быстро промелькнувших на экране,  явно не доставало.
С первыми солнечными лучами отступает волшебная зимняя ночь, и видения Маши рассеиваются и исчезают — ведь это был
только прекрасный сон. Да, Маша «вернулась» из страны детской мечты, но не распрощалась с ней навсегда. На память у неё
остался  Щелкунчик — новый «друг» и талисман. Эта сцена становится финалом спектакля.
Балет «Щелкунчик. Новая версия» дарит зрителям волнующие эмоции, заставляет сочувствовать и переживать вместе с героями, а также испытывать с ними радость и счастье. Этот спектакль — прекрасный подарок накануне Нового года всем любителям балетного искусства.